Что Христосъ писалъ на землѣ? [Святитель] Николай (Велимировичъ) Орхидскій

                                                                    Что Христосъ писалъ на землѣ?

 

 
[Святитель] Николай (Велимировичъ) Орхидскій

Вниманію благочестивыхъ вѣрующихъ предлагается исключительное по своему содержанію слово преосвященнаго епископа Николая Орхидскаго «Что Христосъ писалъ на землѣ?». Въ немъ съ необычайной силой показываеться Божественная премудрость, любовъ и всевѣдѣніе Господа Іисуса Христа. Это слово важно также для пониманія евангельскаго духа милосердія и всепрощенія. Наконець, если мы бываемъ смущены не только кажущимися, но дѣйствительными прегрѣшениями ближнихъ, это слово показываетъ, каковы должны быть наши чуства по отношенію къ нимъ и какихъ чуствъ нельзя допускать, если мы хотимъ быть истинными христіанами.

Однажды благостный[1] Господь сидѣлъ передъ Иерусалимскимъ храмомъ и насыщалъ гладныя души Своимъ сладчайшимъ[2] ученіемъ. Множество народа собралось вокругъ Него (Іоан. 8,2). О вѣчной радости говорилъ Господь народу, о вѣчной радости праведниковъ въ вѣчномъ отечествѣ на небесахъ. И народъ наслаждался Божественными словами. Горечь многихъ огорченныхъ душъ и злоба многихъ озлобленныхъ исчезала, как снѣгъ подъ яркими лучами солнца. Кто знаетъ, как долго продолжалось бы это чудное видѣніе міра и любви между небомъ и землей, если бы не случилось нѣчто неожиданное. Человѣколюбивый Мессія никогда не уставалъ поучать народ, а благочестивый народ никогда не чувствовалъ утомленія отъ слушанія цѣлительной и чудесной премудрости.
Но случилось нѣчто устрашающее, дикое и жестокое. Оно пришло, какъ и теперь чаще всего приходитъ, отъ книжниковъ и фарисеевъ[3].
Что же они сдѣлали? Можетъ быть, поймали предводителя разбойниковъ? Ничего подобнаго. Они насильно привели несчастную грѣшную женщину, «взятую въ прелюбодѣяніи»; привели съ торжествующей похвальбой и оглушительными грубыми восклицаніями. Поставивъ ее передъ Христомъ, они закричали: «Учитель! Эта женщина взята въ прелюбодѣяніи; А Моисей въ законѣ заповѣдалъ намъ побивать такихъ камнями: Ты что скажешь?» (Іоан. 8,4-5; Лев. 20,10; Втор. 22,22). Ты что скажешь?
Такъ представили дѣло грешники, обличители чужихъ грѣховъ и спеціалисты въ сокрытіи своихъ собственныхъ ранъ. Испуганный народъ расступился на двѣе части, давая мѣсто своимъ старѣйшинамъ. Нѣкоторые отъ страха разбѣжались, потому что Господь говорилъ о жизни радости, а эти крикуны вопили объ убійствѣ.
Было бы умѣстно спросить: почему эти старѣйшины и блюстители закона сами не побили камнями жену-грѣшницу? Для чего они привели ее къ Іисусу? Законъ Моисеевъ давалъ имъ право на это (Лев. 20,10). Никто бы не возражалъ. Кто теперь, въ наши дни, восстаетъ, когда совершается смертная казнь над каким-нибудь преступникомъ? Почему же еврейскіе старѣйшины привели эту жену-грѣшницу къ Господу? Не для того, чтобы получить отъ Него облегченіе наказанія или помилованіе. Ни къ какомъ случаѣ не для этого! Они привели ее съ продуманнымъ адскимъ планомъ, чтобы уловить Господа въ словахъ, противныхъ закону, для того, чтобы обвинить и Его. Однимъ ударомъ они хотѣли убить двѣ жизни — и преступной женщины и Христа. «Ты что скажешь?» Зачѣмъ они спрашивали Его, когда Моисеевъ законъ ясен? Евангелистъ объясняетъ ихъ намѣреніе слѣдующими словами: «Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь къ обвиненію Его» (Іоан. 8, 6). Они уже не разъ поднимали на Него руки, чтобы побить Его камнями, чтобы Его убить, но Онъ уклонялся. Но сейчас они нашли удобный случай, чтобы осуществить свое желаніе. И это именно здѣсь, передъ Соломоновымъ храмомъ, въ которомъ хранились скрижали закона въ ковчегѣ завѣта, именно здѣсь, передъ огромнымъ собраніемъ народа (Іоан. 8, 2) долженъ былъ Онъ, Христосъ, высказаться противъ Моисеева закона, и тогда ихъ цѣль достигнута. Они бы побили камнями и Христа и жену-грѣшницу. Они даже съ большимъ усердіемъ побили бы камнями Его, чѣмъ ее, какъ послѣ передъ Пилатомъ усерднѣе просили объ освобожденіи разбойника Вараввы, чѣмъ Христа.
Всѣ присутствовавшіе ожидали, что произойдет одно изъ двухъ: или Господь по Своему милосердію освободитъ грѣшницу и этимъ нарушитъ законъ, или же, что Онъ подтвердитъ законъ, сказавши: «дѣлайте, какъ написано въ законѣ», и этимъ нарушитъ Свою заповедь о прощеніи и милосердіи. Въ первомъ случаѣ Он былъ бы осужденъ на смерть, а во второмъ былъ бы подверженъ посмеянію и издѣвательствамъ.
Когда искусители задали вопросъ: «Ты что скажешь?», наступила мертвая тишина. Тишина среди собравшегося народа. Тишина среди судей грѣшной женщины. Тишина съ затаенным дыханіемъ въ душѣ жены-грѣшницы. Великая тишина наступаетъ въ большихъ циркахъ, въ которыхъ укротители звѣрей выводятъ укрощенныхъ львовъ и тигровъ и приказываютъ имъ по своему желанію исполнять разные движенія, номера и положенія. Но передъ нами находится не укротитель звѣрей, а укротитель людей, обязанность значительно труднѣе первой. Ибо часто гораздо труднѣе укротить сдѣлавшихся дикими отъ грѣха, чѣмъ укротить дикихъ отъ природы. «Ты что скажешь?», еще разъ продолжали наступать на него горящіе злобой, искаженные лица.
Тогда Законодатель нравственности и человѣческаго поведенія наклонился къ землѣ, заравнялъ ладонью пыль и «писалъ перстомъ на землѣ» (Іоан. 8,6). Что же Господь писалъ на пыли? Евангелистъ промолчалъ объ этомъ и не записалъ. Это было слишкомъ отвратительно и гнусно, чтобы быть записаннымъ въ Книгѣ Радости. Но осталось это въ Преданіи, и это было страшно. Господь писалъ нѣчто неожиданное и поразительное для старѣйшин, обвинителей жены-грѣшницы. Онъ перстомъ по землѣ открывалъ ихъ тайныя беззаконія. Ибо эти ловцы чужихъ грѣховъ были искусны въ сокрытіи собственныхъ грѣховъ. Но напрасно скрывать что-нибудь отъ очей Всевидящего.
М(ешуламъ) похитилъ церковныя драгоцѣнности — писалъ перстъ Господень на пыли;
А(шеръ) совершилъ прелюбодѣяніе съ женой своего брата;
Ш(алумъ) ложно поклялся;
Е(ледъ) ударилъ своего отца;
А(марихъ) присвоилъ имущество вдовы;
М(еррари) совершилъ содомскій грѣхъ;
І (оелъ) поклонялся идоламъ.
И такъ подрядъ писалъ на пыли страшный перстъ Праведнаго Судіи. А тѣ, къ кому это относилось, наклонившись, читали написанное съ невыразимымъ ужасомъ. Отъ страха они дрожали. Они не смѣли посмотрѣть въ глаза одинъ другому. О женѣ-грѣшницѣ они больше не помышляли. Думали только о себѣ и о своей смерти, которая была написана на пыли. Ни одинъ языкъ больше не могъ повернуться, чтобы произнести этотъ непріятный и лукавый вопросъ: «Ты что скажешь?» Господь не произнесъ ничего. То, что такъ грязно, заслуживаетъ только, чтобы быть написаннымъ на грязной пыли. Другая причина, почему Господь писалъ на пыли, еще большая и чудесная. То, что пишется на пыли, быстро стирается и не остается. Христос не желалъ, чтобы ихъ грѣхи разглашались всѣмъ и каждому. Если бы Онъ этого хотѣлъ, Онъ бы ихъ объявилъ передъъ всѣмъ народомъ и, обвинивъ ихъ, довелъ бы ихъ до побіенія камнями, согласно закону. Но Онъ, незлобивый Агнецъ Божій, не помышлялъ о мести или смерти тѣмъ, которые готовили Ему тысячу смертей и которые больше хотѣли Ему смерти, чѣмъ себѣ вѣчной жизни. Господь хотѣлъ только ихъ направить, чтобы думали о себѣ и о своихъ грѣхахъ. Онъ хотѣлъ напомнить имъ, чтобы подъ бременемъ своихъ беззаконій они не были строгими судьями чужихъ беззаконій. Только этого хотѣлъ Господь. И когда это было исполнено, пыль снова была заровнена, и написанное исчезло.
Послѣ этого великій нашъ Господь выпрямился и благостно сказалъ имъ: «Кто изъ васъ безъ грѣха, первый брось въ нее камень» (Іоан. 8,7). Это было подобно тому, какъ если бы кто-нибудь отобралъ оружіе отъ своихъ враговъ, а затѣмъ сказалъ имъ: «Теперь стрѣляйте». Недавніе гордые судьи жены-грѣшницы стояли теперь безоружные, въ положеніи преступниковъ передъ Судьей, нѣмые и неподвижные. А благостный Спаситель опять, наклонившись низко, снова что-то писал на землѣ (Іоан. 8,8). Что Он теперь писал? Может быть, ихъ другіе тайные преступленія, чтобы они надолго не открывали своихъ сомкнутыхъ устъ, или же писалъ, какими должны быть народные старѣйшины и вожди. Намъ не обязательно это знать. Самое важное заключается въ томъ, что Онъ Своимъ писаніемъ на пыли достигъ трѣхъ результатовъ: во-первыхъ, разбилъ и уничтожилъ бурю, которую подняли противъ Него еврейскіе старѣйшины; во-вторыхъ, разбудилъ умерщвленную совѣсть въ ихъ закоренѣлыхъ душахъ – хотя бы на короткое время и, въ-третьих, спасъ грѣшницу отъ смерти. Это видно изъ евангельскихъ слов: «Они же (старѣйшины), услышавши то и будучи обличаемы совѣстью, стали уходить одинъ за другимъ, начиная отъ старшихъ до послѣднихъ; и остался одинъ Иисусъ и женщина, стоящая посреди» (Іоан. 8, 9).
Площадь передъ Соломоновымъ храмомъ внезапно опустѣла. На ней не осталось никого, кромѣ тѣхъ двоихъ, которыхъ старѣйшины обрекли на смерть – грѣшницы и Безгрѣшнаго. Женщина стояла, а Онъ еще оставался низко склоненнымъ къ землѣ. Вокругъ мертвая тишина. Внезапно Господь снова выпрямился, посмотрѣлъ вокругъ Себя и, не видя никого, кромѣ женщины, сказалъ ей: «Женщина! Гдѣ твои обвинители? Никто не осудилъ тебя?» (Іоан. 8, 10). Господь зналъ, что ее никто не осудилъ, но этимъ вопросомъ хотѣлъ ободрить женщину, чтобы она лучше услышала и поняла то, что Онъ ей скажетъ. Онъ поступилъ, какъ искусный врачъ, который сначала ободритъ больного, а затѣмъ даетъ ему лѣкарство. «Никто не осудил тебя?» Къ женщинѣ вернулась способность говорить, и она ответила: «Никто, Господи!» Эти слова произнесло то несчастное создание, которое только что передъ тѣмъ не имѣло надежды, что вообще когда-нибудь сможетъ произнести слово, создание, которое вѣроятно, впервые въ жизни ощутило вѣяние истинной радости.
Наконецъ, благостный Господь сказалъ женщинѣ: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не грѣши” (Іоан. 8, 10-11). Когда волки отстаютъ отъ своей жертвы, тогда, конечно, и пастырь не пожелаетъ смерти своей овцѣ. Но необходимо знать, что Христово неосужденіе означаетъ много больше, чѣмъ человѣческое неосужденіе. Когда люди не осуждаютъ тебя за твой грѣхъ, это означаетъ, что они не присуждаютъ наказанія за грѣхъ, но оставляютъ твой грѣхъ съ тобой и въ тебѣ. Когда же Богъ не осуждаетъ, это означаетъ, что Онъ прощаетъ твой грѣхъ, извлекаетъ его изъ тебя, какъ гной, и дѣлаетъ твою душу чистой. Поэтому Христовы слова: «И Я не осуждаю тебя» означаютъ то же, что и слова: «Прощаются тебѣ грѣхи твои», Иди, дочь, „и впредь не грѣши”.
Какая несказанная радость! Какая радость отъ истины, ибо Господь открылъ истину заблудившимся. Какая радость отъ правды, ибо Господь сотворилъ правду. Какая радость отъ милости, ибо Господь показалъ милость. Какая радость отъ жизни, ибо Господь сохранилъ жизнь. Это есть Евангеліе Христово (греческое слово), что значитъ Благовѣстіе. Это радостная вѣсть, наука о радости, это одна страница изъ Книги Радости.

«Православный Путь». Церковно-богословско-философскій Ежегодникъ. Приложеніе къ журналу «Православная Русь» за 1985 годъ.  Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1986. С. 5-9.


[1] Любящій, заботящійся и безпокоящійся о другихъ. Это означаетъ деятельную любовъ къ другимъ.
[2] Проникнутымъ добротой и кротостью.
[3] Книжики и фарисеи по внѣшности заботились объ исполненіи закона, но въ дѣйствительности нарушали его. Господь Іисус Христосъ подробно обличалъ ихъ (Матф. гл. 23). Среди многочисленныхъ обличеній, Онъ сказалъ: «Горе вамъ книжки и фарисем, лицемѣры… вы по наружности кажетесь людьми праведными, а внутри исполнены лицемѣрія и беззаконія».
Reklamy
Categories: POUCZENIA ŚWIĘTYCH OJCÓW, STRONA GŁÓWNA | Dodaj komentarz

Zobacz wpisy

Skomentuj

Wprowadź swoje dane lub kliknij jedną z tych ikon, aby się zalogować:

Logo WordPress.com

Komentujesz korzystając z konta WordPress.com. Wyloguj / Zmień )

Zdjęcie z Twittera

Komentujesz korzystając z konta Twitter. Wyloguj / Zmień )

Facebook photo

Komentujesz korzystając z konta Facebook. Wyloguj / Zmień )

Google+ photo

Komentujesz korzystając z konta Google+. Wyloguj / Zmień )

Connecting to %s

Blog na WordPress.com.

%d blogerów lubi to: